Смазка подшипников
От качества смазки подшипника и правильности их установки зависит работоспособность любого механизма, его КПД и долговечность.
Процедура смазки при установке подшипника просто необходима. На поломку механизмов из-за неправильной, недостаточной смазки или её загрязнения приходится 55% от всех поломок.
Прежде чем начинать выбирать тип смазки, необходимо понимать, что смазка подшипников выполняет несколько основных функций:
- уменьшает коэффициент трения;
- защищает от загрязнения контактирующих поверхностей;
- защищает от попадания влаги и, следовательно, от появления коррозии;
- улучшает скольжение (качение);
- равномерно распределяет тепло трения в подшипнике и отводит его излишки.
В первую очередь при подборе смазки необходимо определиться, в каких условиях будет эксплуатироваться данный подшипник. Это силовые и ударные нагрузки, частоты его вращения (максимальные, эксплуатационные, минимальные), температурные режимы эксплуатации, уровни шума и вибрации.
Только после это можно переходить к выбору смазочного материала.
Для смазки подшипников часто используется масляная ванна (это редукторы, двигатели, турбины, трансмиссии и др.), когда подшипник работает в жидком смазывающем составе или с подачей этого состава непосредственно к подшипнику под давлением. В этом случае тип смазки определяет производитель узла, так как он учитывает условия работы не только подшипника, но и других его компонентов. Подбор смазки исключительно под оптимизацию работы подшипника может отрицательно повлиять на другие составные части узла (шестерни, трубопроводы, валы). При подобном типе смазки используются жирные, минеральные и синтетические масла. Они в свою очередь подразделяются на промышленные (редукторные, турбинные, шпиндельные, подшипниковые) и автомобильные (моторные, трансмиссионные) масла.
При эксплуатации подшипника вне масляных ванн используются пластичные смазочные материалы. Производителями подшипников рекомендуют обращать внимание на следующие характеристики смазок:
- Консистенция (густота)
При правильном подборе консистенции пластичная смазка длительное время удерживается в подшипнике, не создавая излишнего трения.
- Вязкость
Параметр, характеризующий сопротивление сдвигу слоёв смазки. Правильный подбор величины вязкости пластичной смазки обеспечивает достаточность разделения сопряжённых поверхностей качения для минимизации сил трения
- Температурный диапазон
Показывает допустимый рабочий диапазон эксплуатации смазки. Если эксплуатация подшипника происходит ниже данного диапазона, возникает смазочное голодание, приводящее к увеличению трения, появлению задиров на дорожках качения и телах качения и к другим неисправностям. Эксплуатация при температурах выше диапазона приводит к неконтролируемому ухудшению свойств смазки, ее вытеканию или коксованию.
- Защита от окисления
Смазочный материал должен также защищать рабочие поверхности подшипника от окисления с помощью воскообразных загустителей и антиокислительных присадок.
В закрытых подшипниках, реализуемых на подшипниковом рынке РФ, чаще всего смазки достаточно и ее тип указан в маркировке изделия. Но перед установкой можно проверить её наличие и при необходимости добавить. Для этого нужно аккуратно снять кольцо защиты и заложить смазку внутрь. Необходимо соблюдать рекомендации производителей по используемому типу смазок.
На российских подшипниковых заводах распространены оба способа смазки как с применением жидких смазочных материалов так и пластичных составов. Для обозначения по ГОСТ смазки, закладываемой в подшипники, применяется буква "С" с номером.
Марка смазки | Обозначение марки смазки | Марка смазки | Обозначение марки смазки |
ОКБ-122-7 | С1 | ВНИИНП-281 | С13 |
ЦИАТИМ-221 | С2 | ФИОЛ-2У | С14 |
ВНИИНП-210 | С3 | ВНИИНП-207 | С15 |
ЦИАТИМ-221С | С4 | ВНИИНП-246 | С16 |
ЦИАТИМ-202 | С5 | ЛИТОЛ-24 | С17 |
ПФМС-4С | С6 | ВНИИНП-233 | С18 |
ВНИИНП-271 | С7 | ВНИИНП-286 | С19 |
ВНИИНП-235 | С8 | ВНИИНП-274 | С20 |
ЛЗ-31 | С9 | ЭРА | С21 |
Е158 | С10 | СВЭМ, (ВНИИНП-288) | С22 |
ВНИИНП-262, СИОЛ | С11 | ШРУС-4 | С23 |